Изначально неверно мнение, что праздник Купалы (именно это название является исторически сложившимся и самым первым), является только праздником белорусского народа. Этот праздник у всех славянских народов ассоциировался с началом лета, купального сезона, летним солнцестоянием, цветением полевых трав. Все, что было связано с водой, баней и купанием, а также ночными гуляниями, хороводами, гаданиями и даже несколько большим… нашло отражение в этот день. Купала широко праздновался в России, Украине и Белоруссии. В разных регионах сложились свои традиции и обычаи его проведения.
Имена Аграфены и Ивана, именины которых также отмечаются в этот день, присоединились к названию намного позднее. По другому этот праздник называется Аграфена Купальница или Иванов День, а также Иван Купала. По новому стилю Иван Купала отмечается 7 июля.
Более правильным, все-таки, отмечать его 24 июня, т.е. «по-старому», поскольку изначально учитывался природный и исторический фактор летнего солнцестояния, которое приходится по астрономическому календарю на 22 июня. Почти три дня световой день – самый длинный в году, а ночь – очень короткая и самая теплая. «Ночь на Купалу», «Накануне Купалы» - означало также, что готовиться начинают загодя и празднования проходят в ночь с 23 на 24 июня (или с 6 на 7 июля).
Ночное время выбрано не случайно. Напрасно говорят, что на Руси не существовало никаких эротических традиций. Безусловно, Камасутру написали не у нас, но во время подобных праздников молодежь «отрывалась» вовсю. Некоторые девушки даже лишались в эту ночь девственности (обычно – по любви и согласию), что «не считалось». Потому что у славян не было таких «диких» обычаев, как публичная демонстрация простыни после первой брачной ночи. Матери сами не запрещали «засидевшимся в девках» дочерям отправиться на ночные приключения и подталкивали их к этому. Кстати, после этого часто складывались семейные пары. Остальные молодые юноши и девушки, как сейчас сказали бы «подростки», отправившиеся на этот праздник впервые, по крайней мере, вволю могли насмотреться и нащупаться друг друга в ночной темноте. «Прикрывалось» все это играми и обычаями – купание в обнаженном виде, прыжки через костер, поиски клада в лесу, сбор трав и т.п. Так вот и проходило эротическое самообразование на Руси. Легко и непринужденно.
В празднованиях могли принимать участие все, от мала, до велика, кто чувствует в себе силы и желание. С точки зрения оздоровления – польза для организма также огромная. Теплая (обычно) летняя ночь, аромат разнотравья, капли свежей росы… На обнаженном теле остаются полезные частички, которые впитываются в кожу, все растения набирают силу. Закаливание во время купания. Заготовка веников, трав и кореньев. И масса положительных эмоций, воспоминания о лете, которых должно хватить на целый год, до следующего праздника. А для некоторых – еще и эротические переживания…
На Аграфену, 23 июня, обязательно купались в водоемах, мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились веником из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей (мелиссы).
На праздник делалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами. Нищих собиралось иногда человек до 300, и все они ели за счет деревни.
Как на Ивана Травника, в день Аграфены Купальницы смелые мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя все одежды и до утренней зари рыли коренья в поле и лесу, искали клады, на которые, по легенде, указывал цветущий в ночи папоротник (обычно, кроме светлячков ничего не попадалось) или просто бегали по лугам, чтобы пыльца и роса оседали на теле. Знахари, после сбора трав, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.
Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова. В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки, ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.
По всему северу России, особенно в Тверской и Вологодской губернии, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Березы росли не везде, поэтому веники делали смешанными из различных пород лиственных и хвойных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, дуба, иногда можжевельника, мяты и крапивы.
Это были не только полезные с точки зрения здоровья фито-веники, но и обрядовые веники: одним из них сразу пользовались в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывали через головы или бросали на крыши бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив).
24 июня Иван Купала
Праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Урядник – человек в возрасте, с жизненным опытом, знающий хорошо обрядовые правила. Он выбирается из участников праздника, и занимается его подготовкой и проведением. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают священники, волхвы, жрецы и др. или урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний - открытая поляна, луг, поле, рядом с рекой. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.
«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе новую пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют. В венок вставлют лучинку (сейчас - свечку). Вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!
На берегу зажигают огонь, пары, снова обнажившись, купаются в ночной реке, а после «творят любовь». Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, полынь, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
По новому стилю праздник Ивана Купалы отмечается на 7 июля.
Приметы и обычаи купальской ночи
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.
В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.
- - - - - - - - - -
При подготовке использованы материалы Википедии и сайта www.calend.ru
P.S.: пишем здесь, как Вы провели праздник и постим свои фотки!