intimSHOP.ru

Фотовыставка Джока Стёрджеса «Без смущения» закрылась в Москве со скандалом

Столицу трудно удивить голым телом, стрип-клубами и эротическими шоу. Здесь многое видывали. Тем более ни на какой эпатаж не рассчитывал американский фотограф Джок Стёрджес (Jock Sturges), когда тщательно выбирал свои работы для премьерного показа в Москве. Кто бы мог предположить, что самая обычная и скучная фотовыставка обернется крупным скандалом на сексуальной почве.

Тут нужно немного рассказать о самом фотографе, поскольку известность на него обрушилась также внезапно, как и закрылась экспозиция. В России он был знаком разве что ценителям искусства и профессионалам светописи. Он уже немолод: родился в 1947 году в Нью-Йорке, США. Долго работал в Калифорнии, где стал популярен благодаря сериям съемок семей нудистов. Фотографировал он их долгие годы – по 25 – 35 лет каждого, в результате чего получилась целая летопись нудистской жизни разных людей в картинках: от детства до зрелости. Считается мастером детской и подростковой фотографии (что, в конечном итоге, и стало камнем преткновения для показа в Москве). В 1985 году Джок получил степень магистра Института Искусств Сан-Франциско. Свои работы он делал на нудистских пляжах Калифорнии, Франции и Ирландии.
За свою любовь к подросткам-моделям в 1990 году попал под внимание ФБР. Однако, художественное сообщество США и Европы встало на его защиту и суд не предъявил Стёрджесу никаких обвинений. После этого значительно возросла его популярность, он издал 10 персональных альбомов, стал проводить выставки. Его работы стали продаваться.

Первая в России выставка художника, «Джок Стёрджес. Без смущения» («ABSENCE OF SHAME») была открыта 7 сентября 2016 года в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер. Планировалось, что она продлится до 30 октября, но была закрыта организаторами 25 сентября.

Отдельные группы активистов, под видом общественных организаций, обвинили автора снимков в оскорблении чувств жертв педофилии, а также в распространении детской порнографии. Тем не менее, для Москвы снимки были тщательно отобраны и на всех из них были только взрослые модели, хотя так считают далеко не все, например, противники выставки рассмотрели в натурщицах девочек. Ранее детский омбудсмен Анна Кузнецова призывала провести прокурорскую проверку выставки. Стоит отметить, что до скандала выставка для категории граждан «18+» не пользовалась особой популярностью и работала около двух недель. После закрытия выставки огромное количество людей решили познакомиться с творчеством Стёрджеса и теперь его работы стали очень популярны в сети.

Стёрджес прокомментировал данную ситуацию журналистам телекомпании РЕН ТВ: «Мне грустно, поскольку я хотел сделать прекрасное шоу. Такого никогда не случалось в моей работе, где бы то ни было в мире. И мои работы выставляются по всему миру. Люди, которые соглашаются принять участие в моих фотосессиях, делают это потому, что сами того хотят. Это мои соседи, мои друзья, которых я фотографировал с их семьями на протяжении сорока лет. Мои фото содержат примерно 25 семей, которых я фотографировал с 70-х годов прошлого века».

На вопрос, почему Джок выбрал именно такой стиль, он ответил следующее: “Это всё равно, что спросить, почему вы любите голубой цвет. В этих фото нет чего-то постыдного, они полны очарования человеческого естества. Я буду говорить, с другой стороны, многие люди показывают пальцем и призывают быть более моральными, более корректными”.
Стёрджес отметил, что его фотографии были опубликованы во всём мире, и ни одной галерее не увидели в них порнографии. “Там просто её нет”, – уверяет художник.
Джок Стерджес признался, что все произошедшее его опечалило: “Я очень опечален, потому что Москва выглядит как город XXI века. Дух захватывает! Москва так изменилась за последние 40 лет! Я повстречал интереснейших людей, с настолько широким кругозором, что был поражен после беседы с ними. Меня пригласила в Россию очень хорошая галерея. Братья Люмьер – одна из лучших частных галерей, которые мне доводилось видеть”.

Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.
Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура – снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей – девочек и девушек из нудистских общин – в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», – говорит автор.
Стёрждеса интересуют не только физиологические, но и личностные изменения, которые претерпевает человек: «Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».
Его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.
Центр фотографии имени братьев Люмьер показал около 40 фотографий от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.

25 сентября, в результате обвинительных выступлений господ Мизулиной, Цветкова и одной малоизвестной общественной организации, руководство галереи приняло решение закрыть выставку. Опираясь на изучение творчества фотографа в Интернете, вышеупомянутые господа сделали выводы о наличии на выставке материалов, классифицируемых как детская порнография. Позднее выяснилось, что фотографий, нарушающих российское законодательство, на выставке нет, а упомянутые представители власти потребовали закрыть выставку на основании собственных домыслов.

По мнению старшего научного сотрудника Института теории и истории искусства Российской академии художеств Ирины Чмырёвой, те, кто видит в фотографиях Д. Стёрджеса сексуальную призывность, насыщают его изображения своим опытом и своим видением. Тогда как фотографии Д. Стёрджеса содержат лишь образы хрупкой и беззащитной красоты.

На защиту современного искусства встал и Константин Райкин. Руководитель театра «Сатирикон» призвал общественные организации не посягать на свободу творчества в искусстве, иначе может вернуться «сталинская цензура». Об этом он заявил во время своего выступления на VII съезде Союза театральных деятелей России.
«Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности», – процитировала режиссера ТВ «Звезда».
Действия некоторых общественных организаций, которые по его мнению, только прикрываются борьбой за нравственность, он считает экстремистскими.

Мнение Администратора
Ситуация неоднозначная. Очевидно, что новое, даже в так называемом «современном искусстве», вызывает непредсказуемую реакцию, чем и обернулась премьерная выставка в столице России. На мой взгляд, российский зритель, в отличие от немецкого, к примеру, совсем не готов увидеть рядом с обнажённой натурой взрослой женщины ещё и юные тела… Спорный вопрос, насчёт искусства, красоты, о котором можно говорить бесконечно долго. Поэтому не будем этого делать. Здоровая реакция здорового организма на обнажённую (взрослую) натуру – это возбуждение. В остальных случаях – это отклонения и недопустимо, как с точки зрения морали, так и закона. Поэтому, на портале Эромантик мы придерживаемся прежних правил: наши публикации содержат фотографии моделей 18+, предназначены только для читателей 18+. Желающие полнее познакомиться с творчеством Стёрджеса могут это сделать в Интернете.

P.S.: тем не менее, работы Стёрджеса, заслуживают внимания. Соответствующие нашим Правилам фото, уже заняли своё место в Галерее, где Вы можете их посмотреть.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.